Много шаблонов для WordPress на wordpreso.ru; полезные заметки о веб-разработке на Druweb. Читайте документацию на сайте, Русский Drupal.
Вы просматриваете: Главная > Разное > Истоков экспериментальной музыки в России

Истоков экспериментальной музыки в России

В то время как все больше и больше музыкантов в сегодняшней России используют различные электронные устройства в своем творческом процессе, интересно поразмышлять о том, как электронный авангард и экспериментальная музыка впервые развивались в Советском Союзе и России.

Сегодня, если бы мы спросили, кто изобрел электронную музыку, вероятным ответом был бы русский инженер Лев Термен (1896–1993), который изобрел первый электронный инструмент (Терменвокс) в 1919 году. Долгая жизнь Термена была очень странной и драматичной. Он жил и выступал в США, провел время в качестве узника сталинского ГУЛАГа и работал в секретных советских технологических лабораториях.

Termenvox намного опередил свое время и долгое время был единственным в своем роде, пока в 1930-х годах в Западной Европе и США не появилось больше электронных инструментов. Терменвокс и его вариации широко использовались по всему миру в музыкальных проектах, в том числе в записях и живых выступлениях Led Zeppelin, The Rolling Stones, The Beach Boys и многих других.

Во время правления Сталина в Советском Союзе любой тип авангардной, экспериментальной или электронной музыки официально подавлялся строгой цензурой в пользу традиционных, классических и народных музыкальных жанров. Композиторы-модернисты, такие как Дмитрий Шостакович, были осуждены как формалисты в советских средствах массовой информации. Лишь после смерти Сталина в 1953 году музыкальная цензура в некоторой степени ослабла.

В 1960-1970-х годах появилось новое поколение композиторов, умеющих использовать различные техники и электронные инструменты, разработанные на Западе. Новых русских композиторов вдохновляли произведения немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена, французского композитора Пьера Булеза, итальянского композитора Лучано Берио и других.

В то время основной проблемой сочинения музыки в новых экспериментальных и электронных стилях была существенная нехватка доступа к электронным инструментам в Советском Союзе. Американские и японские синтезаторы было трудно найти в Москве, а их цена на черном рынке была огромной. Например, синтезатор Roland SH-1000 стоил столько же, сколько советский среднеразмерный седан «Волга» .

Очевидно, что композиторы, жившие скромной жизнью в Советском Союзе, где средняя зарплата составляла около 120 рублей в месяц, не могли позволить себе синтезатор, стоивший в 50 раз дороже средней зарплаты.

В 1967 году в московском музее Скрябина открылась студия экспериментальной электронной музыки. Главной достопримечательностью студии был первый синтезатор советского производства — АНС, разработанный инженером Евгением Мурзиным (1914–1970). Название этого синтезатора произошло от инициалов композитора Александра Николаевича Скрябина. В этой студии на протяжении многих лет работали и экспериментировали в области электронной музыки такие советские композиторы-электронщики, как Эдисон Денисов, Софья Губайбулина, Эдуард Артемьев , Станислав Крейчи и другие.

Поскольку в Советском Союзе не существовало мест для исполнения электронной музыки, большую часть электронного саундтрека той эпохи можно услышать в виде партитур в кино, документальных, научных или образовательных фильмах. Некоторые из вышеупомянутых композиторов написали электронные саундтреки к десяткам советских фильмов 1970-х годов.

По мере приближения 1980-х годов на российском черном рынке, особенно в Москве, можно было найти все больше и больше электронных музыкальных инструментов. Синтезаторы стали более распространены в признанных советских музыкальных группах, на кино- и телестудиях, таких как «Мосфильм» и «Останкино», а также на студии «Мелодия» — единственной звукозаписывающей компании в Советском Союзе.

Электронные звуки можно было встретить в официальных патриотических советских песнях, в театральных постановках и мультфильмах. В то же время зарождалась андеграундная музыкальная сцена. Эту сцену позже назовут русским роком, и она включала в себя все направления музыки — от экспериментального джаза до рокабилли.

Среди этих андеграундных групп было несколько, которые использовали электронику в своих оригинальных композициях. Это молодое поколение советских андеграундных музыкантов находилось под влиянием и вдохновением западных электронных групп, таких как Kraftwerk, Depeche Mode, Human League, Eurythmics, Ultravox и Soft Cell.

Синтезаторы и драм-машины стали дешевле и мощнее. Российские музыканты смогли получить доступ к различным устройствам для домашней записи путем обмена и обмена оборудования между собой. Таким образом, очень часто пять групп использовали одну и ту же драм-машину — например, Yamaha RX11 или синтезатор Moog.

С другой стороны, электронным группам было практически невозможно исполнять свои композиции вживую из-за нехватки электронных музыкальных инструментов и сложностей с доставкой и подключением устройств на сцене. Некоторые электронные группы никогда не давали живых концертов, и никто не знал, как они выглядят.

В Москве первыми электронными и новой волновыми группами стали «Центр» и «Ночный проспект».

В Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) первыми были «Телевизор» и «Новые композиторы». В Челябинске также появились Вова Синий и «Братья по разуму» .

В конце 1970-х — 1980-х годах выпускалось небольшое количество синтезаторов и электронных музыкальных инструментов советского производства. Они были очень некачественными и дешевыми, но имели какой-то характерный «low-fi» звук.

После распада Советского Союза в 1991 году многие российские электронные музыканты смогли путешествовать по миру, впитывать последние электронные тенденции и покупать новейшие электронные инструменты.

Компьютеры также стали новым поколением на платформе электронной музыки.

Цифровая запись с помощью компьютеров и программных синтезаторов принесла свободу как старому, так и новому поколению электронных музыкантов. В России было открыто множество клубов, специализирующихся на рейве, кислоте и всех видах электронной музыки .

Различные российские диджеи в 1990-х годах играли различную электронную музыку, сочиненную их друзьями в Москве и других городах. В Москве был открыт клуб «Птух» , прославившийся рейвами, так называемыми кислотными вечеринками и эпатажными показами мод.

В 2000-х годах Интернет стал основным игроком в написании и распространении электронной музыки. Электронные музыканты получили возможность сотрудничать друг с другом посредством обмена файлами через Интернет.

Инди-музыка, сокращенно от независимой музыки, представляет собой постоянно меняющийся и эклектичный жанр, охватывающий большое разнообразие стилей, характеризующихся духом «сделай сам», альтернативным чутьем и бунтарским духом. 

Основная философия инди-музыки заключается в ее сосредоточенности на творческой и художественной свободе и независимости от крупных и авторитетных звукозаписывающих компаний в музыкальной индустрии.

Одной из знаменитых групп в стиле инди, является группа Therr Maitz, которую в 2004г основал музыкант Беляев Антон Вадимович.

C 2011 года Therr Maitz проводят довольно активную гастрольную и концертную деятельность, принимают участие в крупных музыкальных фестивалях, издают релизы, снимаются в кино- и различных телевизионных проектах.

Therr Maitz признали самой востребованной в России в 2014 году по версии ежегодной национальной премии «Событие года».

Почти каждый представитель электронной музыки в России построил у себя дома собственную компьютерную студию звукозаписи.

Электронная музыка стала мейнстримом. Различные фестивали электронной музыки — «Пиратская станция», «Сенсация», MIGZ, GES FEST, «Мощно» и другие — стали регулярными во многих городах России. Новое поколение российских рэп- и хип-хоп-групп использует в своих мелодиях исключительно электронику.

Сегодня почти никто не заинтересован в том, чтобы научиться играть на гитаре, фортепиано или барабанах. Молодые люди просто изучают музыкальные компьютерные программы, такие как Garage Band или Fruity Loops, и готовы сочинять свои мелодии, которые могут стать очень популярными среди их так называемого поколения YouTube.

Производство музыки изменилось от игры на инструментах к манипуляциям со звуком. В то же время в России все еще существует движение музыкантов-экспериментаторов и авангардистов, несущих эстафету Карлхайнца Штокхаузена и других крупнейших пионеров электронной музыки 20-го века.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Обсуждение закрыто.